Родителям о важном

«Физическая культура вашего малыша»
   Природой в ребенке заложен огромный потенциал сил, энергии, возможностей для роста и развития. Пропорции детского тела отличаются от взрослого: маленькие дети, как и детеныши животных, вызывают умиление и нежность - этим природа увеличива­ет шансы на выживание: о милом и симпатичном существе охотнее заботятся, ухажива­ют, ласкают.
   В раннем детстве физическое и интеллектуальное развитие идет параллельно. В дошкольном детстве ребенок осваивает прямохождение, развивает крупную (поход­ка, мышечная нагрузка) и мелкую моторику (мышцы кисти).
   Дети очень подвижны. Неутомимы в своем желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые успевают позабыть об этой радости, они менее подвижны и менее жизнерадостны и детям не дозволяют шалить, резвиться («Веди себя хорошо», «Не носись как угорелый!» и т.д.), закладывая установку на малоподвижный образ жизни.
   Хорошо бы направить детскую энергию в полезное русло: познакомить ребенка с тем, что такое зарядка, санки, лыжи, бассейн, тренажеры, мячи и пр.
   Распространенная ошибка - стремление обеспечить ребенка всем «самым-самым», порой в комнате малыша его самого не видно из-за игрушек, развивающих комплектов и спортивных снарядов. Но ребенок учится через подражание и совместные со взрослым действия! В играх копирует то, что увидел дома, по телевизору, на улице. Действует «как мама», «как папа». Копирует походку, жесты, привычки, проявление эмоций, интона­цию, слова. Точность повторения удивительная! Дети не дают оценок, они наблюдают и повторяют. Они усердно учатся. И если родители делают зарядку по утрам, внимательны к своему здоровью, то и для детей это станет нормой, содержанием каждого дня. Но дети перенимают не только хорошее, но и то, что взрослые назвали бы «дурным». Нередко взрослые ведут себя так, словно воспитание - это запрещение детям того, что позволи­тельно им самим, или требование от детей того, что самому делать лень.
   Подражание в детстве накапливает опыт взаимодействия с миром и самим собой, и это фундамент для следующего возрастного периода - подросткового, потому что и ре­бенку, и его воспитателям будет на что опереться. Ребенок умеет прилагать усилия, за­нимать себя, у него сформировались интересы и умение удовлетворять свои потребно­сти, способность заниматься саморазвитием и многое другое. Хорошее физическое раз­витие и самочувствие - это основа интереса к жизни.
   А если ребенок «упорно не замечает» требований родителей по соблюдению тех или иных семейных правил? Бывает и такое. Правило должно выть правилом для всех чле­нов семьи, а не только для младших.
   Ребенок через игру учится осваивать окружающий мир, понимать его, смиряться с требованиями, творчески подходить к решению проблем. Обучение навыкам легче всего осуществляется через игру.
Капризы и упрямство
Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
1.    Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
2.    Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
3.    Своеволием
4.    Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:

· в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
· выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:

· в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
· в недовольстве, раздражительности, плаче.
· в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1.    Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
2.    Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
3.    упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
4.    Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
5.    Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
6.    Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
7.    В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
8.    Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
1.    Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
2.    Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
3.    Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
4.    Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
5.    Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
6.    Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
7.    Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8.    Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
9.    Спокойный тон общения, без раздражительности.
10.  Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
 НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

·   достигнуто не своим трудом.
· не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
·  из жалости или желания понравиться.
 НАДО ХВАЛИТЬ:
·  за поступок, за свершившееся действие.
· начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
· очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
· уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
 НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
1.    ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
2.    когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
3.    во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
4.    после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
5.    когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
6.    когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
7.    когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
1.    наказание не должно вредить здоровью.
2.    если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
3.    за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
4.    лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
5.    надо наказывать и вскоре прощать.
6.    если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
7.    ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий